Содержание. Целевой раздел. 1) Пояснительная записка. 2) Планируемые результаты освоения программы. Содержательный раздел. 1) Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях.Дошкольный возраст. Детство от 3 до 7 лет. 2) Характеристика жизнедеятельности детей в группах. 3) Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Организационный раздел. 1) Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы . 2) Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды . 3) Комплексно – тематическое планирование. 4) Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста. Целевой раздел. Пояснительная записка. Общеобразовательная программа МКДОУ Хивский детский сад «Солнышко» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта. В основу работы детского сада положены цели и задачи, определена региональная образовательная программ дошкольного образования республики Дагестан по ФГОС. Основной целью коллектив ДОУ видит в позитивной социализации и всестороннем развитии ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии его возрасту видах деятельности. Цель реализуется через решение следующих задач: - укрепление здоровья ребенка путем формирования двигательной активности с использованием национальных средств физического воспитания - развитие ребенка обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации с учетом этнокультурных особенностей возможностей и способностей ребенка; - развитие познавательной активности любознательности стремления к самостоятельному познанию умственных способностей и речи ребенка . - вхождение ребенка в социокультурный мир взаимодействие дошкольников с изобразительным искусством музыкой и игрой художественной литературой фольклором и родным языком природой родного края. - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Общеобразовательная программа детского сада направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующими возрасту видам деятельности. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Режим работы МКДОУ «Хивский детский сад «Солнышко» при 5-и дневной рабочей неделе. В дошкольном учреждении функционирует 7 групп. В дошкольном образовательном учреждении работают: - 11 воспитателей; - 1 старший воспитатель; - 1 музыкальный руководитель; - 1 учитель-логопед; - 1 педагога психолог; - 2 инструктор по физической культуре; В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников. Образовательная программа опирается на следующие принципы её построения: 1. Принцип полноценного проживания ребенком этапов дошкольного детства ( младшего и дошкольного возраста). 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка при котором сам ребенок становится субъектом дошкольного образования . 3. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам традициям семьи общества и государства . 4. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования ( соответствие условий требований методов возрасту и особенностям развития детей). 5. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. 6. Принцип учета интеграции образовательных областей. 7. Принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса. 8. Принцип сотрудничества с семьей. Таким образом, вся педагогическая работа, направленная на реализации программа в соответствии с ФГОС дошкольного образования состоит из трех разделов . целевого содержательного и организационного . Основной раздел программы – содержательный – направлен на формирование у детей: - чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением народными традициями и культурой; - представлений о России как родной стране и о Дагестане как своей малой родине; -гражданско –патриотических чувств уважения к культурному прошлому России и Дагестана; -познавательного интереса к окружающей природе культуре народов проживающих в Дагестане ( национальные языки литература история музыка изобразительное искусство); -чувства сопричастности к достижениям земляков в различных областях жизнедеятельности. - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Планируемые результаты освоения программы. Планируемые итоговые результаты освоения ребёнком региональная общеобразовательная программа дошкольного образования республики дагестан описывают его интегративные качества, которые воспитанник приобретает в результате освоения Программы: В направлении социально – коммуникативного развития ребенок. -имеет первичное представление о себе как о дагестанце ( Я –мальчик будущий горец – защитник Отечества. Я –девочка будущая хозяйка хранительница очага ) о семье родственных отношениях семейных традициях характерных дагестанцам. -знает элементарные правила дагестанского этикета (вставать когда входит старший уступать место здороваться и прощаться за руку ) этически ценные образцы дагестанского общения . -имеет представление о родном селе городе республике истории ее зарождения и развития .знает о событиях общественной жизни реслублики местных достопримечательностях известных людях – дагестанцах. - знает что в Дагестане проживают люди разных национальностей ( русские аварцы даргинцы кумыки лакцы лезгины табасаранцы и др.). их обычаи и традиции (гостеприимство почитание старших взаимопомощь и др.). -- имеет представление о традиционных народных праздниках истории их возникновения (Навруз – байрам Праздник первой борозды Праздник виноградарей Праздник черешни Праздник цветов и др.).обычаях связанных с этими праздниками . В Направлении познавательного развития ребенок . -имеет представление о географическом положении Республики Дагестан (климатические зоны ланшафт рельеф соседние республики государства граничащие с Дагестаном ) огородах и населенных пунктах республики (их названия расположение значимые исторические сведения достопримечательности). -знает государственные символы Российской Федерации и Республики Дагестан ( флаг герб гимн ) знает что Махачкала – столица Республики Дагестан . -обладает начальными сведения о животных и растениях встречающихся в республике о местности в которой проживает (взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в природе. В Направлении речевого развития ребенок. В направлении речевого развития ребенок. – знаком с произведениями разных жанров писателей и поэтов Дагестана с народным фольклором выразительно читает стихи пересказывает короткие рассказы народные сказки передавая свое отношение к героям. Содержательный раздел. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям. Познавательное развитие. Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально – познавательное и интеллектуально – творческие. Задачи: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и их свойствах (форма, цвет, количество, времени, пространства и т.д.); - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, традициях и праздниках. Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Виды экспериментирования Наблюдение – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания. Опыты: - кратковременные и долгосрочные; - демонстрационные ( показ воспитателя) и лабораторные (дети в месте с воспитателем, с его помощью); - опыт – доказательство и опыт – исследование. Поисковая деятельность как нахождение способа действия. Познавательное развитие дошкольников Развитие мышления, внимания и памяти Развитие творчества Формирование специальных способов ориентации Различные виды деятельности Конструктивное творчество Экспериментирование с природным материалом Вопросы детей Театрально-игровое творчество Использование схем, символов, знаков Занятия по развитию логики Развивающие игры Формы работы с детьми по позновательному развитию: Сюжетная игра Рассматривание Исследовательская деятельность Игра-экрериментирование Конструирование Развивающая игра Проектная деятельность Интегративная деятельность Экскурсия Рассказ Беседа Проблемная ситуация Наблюдение Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 1. Обеспечение использования собственных действий, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания. 2. Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребёнком действий с различными предметами, величинами. 3. Организация речевого общения детей, обеспечивающего самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности. 4. Организация обучения детей – создание микро-групп по 3-4 человека для активного речевого общения детей со сверстниками. 5. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети». 6. Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду - давать возможность самостоятельному накоплению чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя – организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. 7. Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности. 8. Фиксация успеха, достигнутого ребёнком, его аргументация создаёт положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса. Содержание психолого-педагогической работы области «Познавательное развитие» Развитие познавательно - Приобщение к социокультурным Формирование элементарных Ознакомление с миром исследовательской деятельности ценностям математических представлений природы Развитие элементарных математических представлений Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Направления РЭМП в МКДОУ Хивский д\с «Солнышко» Количество и Величина Форма Число и цифра Ориентировка во Ориентировка в Самостоятельная времени пространстве деятельность в счет развивающей среде Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные Практические Словесные 1.Наблюдения: 1.Игра: 1.Рассказ. - кратковременные; Дидактические игры: 2.Беседа. -длительные; - предметные; 3.Чтение. -определение состояния предмета по -настольно-печатные; отдельным признакам; -словесные; -восстановление картины целого по - игровые упражнения и игры-занятия. отдельным признакам. Подвижные игры. 2.Рассматривание картин, демонстрация Творческие игры (в том числе строительные). фильмов. 2.Труд в природе: -индивидуальные поручения; -коллективный труд. 3.Элементарные опыты Основные направления ознакомления ребенка с социальным миром. Я - человек Деятельность людей. Земля-Родина человечества. Моя страна. Ближний круг - моя семья и мои друзья, малая родина. Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром. Мир людей Формы организации образовательной деятельности. Сформировать у ребенка знание о себе как о представителе человеческого рода Чтение художественной литературы. Сформировать у ребенка представление о людях , поступках, обязанностях и разнообразной деятельности людей Игры. Познавательные эвристические беседы.Изобразительная и конструктивная деятельность. Трудовая деятельность. Экспериментирование. Праздники и развлечения. Музыка. Индивидуальные беседы. На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающщую чувством собственного достоинстива и уважение к людям Наблюдения. Социально-коммуникативное развитие. Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегулирования собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Овладение речью как средством общения и культуры. Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности Формирование основ Патриотическое воспитание безопасности жизнедеятельности Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание. Классификация игр детей дошкольного возраста ( по Зворыгиной Е.В. и Новоселовой С.Л.) Игры, возникающие по инициативе детей: Игры, возникающие по инициативе взрослых Народные игры 1.Игры-эксперементирования: 1.Обучающие игры: 1.Трененговые игры ( интеллектуальные, -с природными объектами; -сюжетно-дидактические; сенсомоторные, адаптивные); -с игрушками; -подвижные; 2.Обрядовые игры (семейные, сезонные, -с животными. -музыкально-дидактические; культовые); 2.Сюжетные самодельные игры: -учебные. 3.Досуговые игры (игрища, тихие игры, игры- -сюжетно – ролевые; 2.Досуговые игры: забавы). - режиссерские; -интеллектуальные; -театрализованные -игры-забавы, развлечения; -театрализованные; -компьютерные. Комплексный метод руководства игрой. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. Передача игровой культуры ребенку (обучающие, досуговые и народные игры). Педагогическая поддержка самостоятельных игр. Обеспечение педагогических условий развития игры. Развивающая предметро-игровая среда. Активизация проблемного общения взрослого с детьми. Компоненты патриотического воспитания. Содержательный Эмоционально – побудительный Деятельностный (представление ребенка об окружающем (эмоционально-положительные чувства (отражение отношения к миру в мире) ребенка к окружающему миру) деятельности) - культура народа, его традиции, народное -любовь и чувство привязанности к родной - труд; творчество; семье и дому; -игра; - природа родного края и страны, -интерес к жизни родного города и страны; -продуктивная деятельность; деятельность человека в природе; - уважение к культуре и традициям народа; -музыкальная деятельность; -история страны; -любовь к родной природе, к родному языку; -познавательная деятельность. - символика родного города и страны. -уважение к человеку – труженику и желание принимать участие в труде. Формирование основ безопасности жизнедеятельности. Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи: Научить ребенка ориентироваться Научить ребенка быть Сформировать важнейшие Под безопасным поведением в окружающей его обстановке и внимательным, осторожным и алгоритмы восприятия и следует понимать такой набор уметь оценивать отдельные предусмотрительным. Ребенок действия, которые лежать в стереотипов и сознательных элементы обстановки с точки должен понимать, к каким основе безопасного поведения. действий в изменяющейся зрения «опасно - неопасно». последствиям могут привести те обстановке, который позволяет или иные его поступки. сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения. - важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей их обстановке; -воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно), с детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке. - занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. - развивать ребенка: его координацию движений, внимание, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Виды труда: Навыки культуры Труд в природе быта (труд по Ознакомление с трудом Хозяйственно – бытовой Ручной труд (мотивация – взрослых труд (содружество сделать приятное взрослому, взрослого и ребенка, другу – ровеснику, младшему совместная деятельность) ребенку) самообслуживанию) Формы организации трудовой деятельности. Поручения: Коллективный труд - простые и сложные; (не более 35-40 минут) - эпизодические и длительные; Дежурство (не более 20 минут) -коллективные и индивидуальные. Речевое развитие. Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи: 1.Формирование активного и пассивного словаря. 2.Формирование звуковой культуры русской родной речи (четкая артикуляция звуков .речевой слух .навыки звукового анализа слов). 3.Формирование грамматической правильности речи. 4.Формирование монологической диалогической речи. 5.Развитие умения пользоваться интонационными средства выразительности речи (тон. темп. ритм и т.д.). 6.Знакомство с художественной литературой, детской литературой. 7.Подготовка детей к обучению грамоте. Образовательная область «Речевое развитие» включает два направления : «Русский язык» . «Родной язык». Основные направления работы по развитию речи детей в детском саду Развитие словаря: Воспитание звуковой освоение значений культуры речи – слов и их уместное развитие восприятия употребление в звуков родной речи и соответствии с произношения Формирование грамматического строя речи: 1.морфология – изменение слов по родам, числам, падежам; 2. синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; 3. словообразование контекстом высказываний, с ситуацией, в которой происходит общение Развитие связной Формирование Воспитание любви и речи: элементарного интереса к 1. диалогическая осознания явлений художественному слову (разговорная) речь; языка и речи: 2. монологическая 1. различение звука и речь слова; (рассказывание) 2. нахождение звука в слов Методы формирования грамматически правильной речи Дидактические игры Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок Формы обучения детей связной речи Диалогическая: Монологическая: - диалог; -рассказ об игрушке; - рассказ из личного опыта; -беседа -рассказ по картине; - пересказ; -рассказ по серии картин; - рассуждения. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Взаимосвязь Коммуникативно- Развитие Формирование Взаимосвязь Обогащение Обеспечение сенсорного, деятельностный языкового чутья элементарного работы над мотивации активной умственного и подход к развитию осознания явлений различными речевой языковой речевого развития речи языка сторонами речи деятельности практики СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ Общение взрослых и Культурная языковая Обучение родной Художественная Изобразительное Занятия по другим детей среда речи на занятиях литература искусство, музыка, театр разделам программы МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: СЛОВЕСНЫЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ: - непосредственное наблюдение и его - чтение и рассказывание художественных - дидактические игры; разновидности (наблюдение в природе, произведений; - игры-драматизации; экскурсии); - заучивание наизусть; - инсценировки; - опосредованное наблюдение - пересказ; - дидактические упражнения; (изобразительная наглядность; рассматривание - обобщающая беседа; - пластические этюды; игрушек и картин; рассказывание по игрушкам - рассказывание на наглядный материал - хороводные игры и картинам) Художественно-эстетическое развитие. Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства. Задачи: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыка, художественной литературы, фольклора; -реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Направления художественно – эстетического развития. Рисование Лепка Аппликация Художественный труд Дизайн Творческое конструирование Музыкальное развитие Задачи художественно – эстетического развития в младшем дошкольном возрасте: Художественно – изобразительная деятельность - развивать интерес детей к изобразительной деятельности; - формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов; упражнять в передаче своего отношения к изображаемому; выделять главное в предмете: его признаки, настроение; Художественное восприятие произведений искусства - развивать эстетические чувства, художественное восприятие; - воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства; - учить замечать яркость цветовых образов изобразительного искусства; - учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен; - дать элементарные представления об архитектуре; - учить гармонично располагать предметы на плоскости листа; - учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками; - развивать воображение, творческие способности; - учить видеть средства выразительности в - формировать эмоциональноэстетическое отношение к народной культуре. Эстетическое восприятие мира природы - побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать её красоту; - обогащать яркими впечатлениями от разнообразия природы; - воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу; - воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя. Эстетическое восприятие социального мира - дать детям представление о том, что все люди трудятся; - воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда; - воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру; - формировать интерес к окружающим предметам; - различать эмоциональное состояние людей; - воспитывать чувство симпатии к другим детям. произведениях искусства (цвет, ритм, объём). Задачи художественно – эстетического развития в старшем дошкольном возрасте: Художественно – изобразительная деятельность - развивать эстетические чувства; - учить создавать художественный образ; - учить отражать свои впечатления от окружающего мира: придумывать, фантазировать, экспериментировать; - учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями; - развивать художественное творчество у детей; - учить передавать животных, человека в движении; - учить использовать в изобразительной деятельности разнообразные изобразительные Художественное восприятие произведений искусства - развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним интерес; - развивать эмоциональноэстетическую отзывчивость на произведения искусства; - воспитывать эмоциональный отклик на отражённые в произведениях искусства поступки, события; - развивать представления детей об архитектуре; - формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма; - знакомить с произведениями Эстетическое восприятие мира природы - развивать интерес, желание наблюдать за живой и неживой природой; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, основы экологической природы. Эстетическое восприятие социального мира - дать детям представление о труде взрослых, профессиях; - воспитывать интерес, уважение к людям; - формировать знания о Родине, о Москве; - знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов; - учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества; - знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире; - развивать эмоциональный отклик на человеческие материалы. искусства; взаимоотношения. Формы работы Совместная деятельность педагога с детьми Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Групповые Подгрупповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Лепка, рисование, аппликация Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) Создание коллекций Индивидуальные Занятия: рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетноролевые) Тематические досуги Выставки работ Украшение личных предметов Игры (дидактические, строительные, сюжетноролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность Групповые Создание соответствующей предметно-развивающей среды Проектная деятельность Экскурсии Прогулки Создание коллекций декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи Проектная деятельность МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ Праздники и развлечения Игровая музыкальная деятельность Фронтальные музыкальные занятия - комплексные - тематические - традиционные театрализованные музыкальные игры - музыкальнодидактические игры - игры с пением - ритмические игры Совместная деятельность взрослых и детей театрализованная деятельность Музыка на других занятиях Индивидуальные музыкальные занятия -творческие занятия -развитие слуха и голоса -упражнения в освоении танцевальных движений - обучение игре на детских музыкальных инструментах Виды детского конструирования. Из строительного материала Из бумаги Практическое и Из природного Из деталей Из крупногабаритных компьютерное материала конструкторов модулей Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст: конструирование слито с игрой. Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение. Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры, оно само порой приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом. Физическое развитие. Перспективная цель: использование возможностей физической культуры для формирования здоровой, всесторонне развитой и гармоничной личности, успешно адаптирующийся в обществе. Задачи физического развития. Общеоздоровительные: -укрепление защитных сил организма (иммунитета) и адаптивных возможностей ребенка; -стимулирование основополагающих функциональных систем организма (опорно- Коррекционно – профилактические: - профилактика нарушений психофизического развития детей; -коррекция имеющихся двигательных нарушений. Воспитательные: - формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой; -формирование мировоззрения здорового образа жизни; -привитие культуры личной гигиены. Развивающие: - развитие физических качеств, как сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация, равновесие, а также их сочетание. Обучающие: - освоение основных двигательных режимов; -формирование навыков жизнедеятельности. двигательной, сердечно – сосудистой, дыхательной и др.) Формы физического воспитания в МКДОУ «Хивский детский сад «Солнышко» - самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей; -физкультурные занятия; -подвижные игры; -утренняя гимнастика; -спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования; -физкультурные упражнения на прогулке; -физкультминутки; -закаливание; -гимнастика пробуждения; -дни здоровья; -физкультурные праздники -эстафеты. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса - создание условий для самореализации; -учет гигиенических требований; -бережное отношение к нервной системе ребенка; -учет индивидуальных особенностей и интересов ребенка; -предоставление ребенку свободы выбора; -создание условий для оздоровительных мероприятий; -ориентация на зону ближайшего развития. Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребёнка. Виды двигательной активности Движение во время бодрствования Подвижные игры Движения под музыку Необходимые условия Ответственный Физиологическая и воспитательная задачи Наличие в групповых помещениях, на участках Удовлетворение органической потребности в детского сада места для движения. Одежда, движении. Воспитание свободы движений, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, ловкости, смелости, гибкости. побуждающие ребёнка к движению. Воспитание умений двигаться в соответствии с заданными условиями, воспитывать волевое Знание правил игры. (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры. Воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку. Старший воспитатель; воспитатели групп; воспитатель ФИЗО. Воспитатели групп. Музыкальный руководитель. Музыкальное сопровождение. Утренняя гимнастика или гимнастика после сна Сделать более физиологичным и психологически комфортным переход от сна к Знание воспитателем комплексов гимнастики бодрствованию. Воспитывать потребность после сна, наличие в спальне места для перехода от сна к бодрствованию через проведения гимнастики. движения. Воспитатели групп; воспитатель ФИЗО. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы Создание условий для двигательной активности детей Система двигательной активности + система психологической Система закаливания Организация рационального питания Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья поддержки * гибкий режим * занятия по * утренняя гимнастика * приём детей на улице в подгруппам * создание условий (оборудование спортивного зала, спортивных уголков в группах, спортинвентарь) * индивидуальный режим пробуждения после дневного сна * подготовка специалистов по двигательной тёплое время года * физкультурные занятия * музыкальные занятия * двигательная активность на прогулке * физкультура на улице * подвижные игры * динамические паузы на занятиях * гимнастика после дневного сна * физкультурные досуги, игры, забавы * ритмика * хороводы, игровые упражнения, * организация * утренний приём на воздухе в тёплое время года * облегчённая форма одежды * ходьба босиком до и после сна * одностороннее проветривание во время сна (+ 17, + 19) * воздушные ванны * обширное умывание * полоскание рта * контрастный душ в бассейне второго завтрака (соки, фрукты) * введение овощей и фруктов в обед и полдник * строгое выполнение натуральных норм питания * замена продуктов для детей-аллергиков * соблюдение питьевого режима * гигиена приёма пищи * индивидуальный подход к детям во время приёма пищи * диагностика уровня физического развития * диспансеризация детей с привлечением врачей детской поликлиники * диагностика физической подготовленности к обучению в школе * обследование психоэмоционального состояния детей психологом МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ Режимные моменты Интегрированная детская деятельность. Игра. Игровое упражнение. Проблемная ситуация. Самостоятельная деятельность детей Физическая культура Утренняя гимнастика. Игра. Подвижная игра (в том числе и на Игровое упражнение. свежем воздухе). Проблемная ситуация. Плавание. Физкультура. Гимнастика после дневного сна. Физкультурный досуг. Физкультурные праздники. День здоровья. Каникулы. ЛФК (по рекомендациям специалиста) Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность с семьёй Плавание. Музыкальная ритмика. Физкультурный досуг. Физкультурные праздники. Брифинги. Консультативные встречи. Встречи по заявкам. Здоровье Приём детей на свежем воздухе. Умывание. Выполнение всех форм двигательного режима. Питание. Игра. Чтение. Рассказ. Показ. Игровое упражнение. Беседа. Во всех видах самостоятельной деятельности. Игра. Чтение. Рассказ. Показ. Игровое упражнение. Беседа. Прогулка перед обедом. Сон. Прогулка после сна. Закаливающие процедуры (по показаниям врача). Наблюдение. СИСТЕМА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ. ПРИНЯТИЕ ВИТАМИНОВ ЗАКАЛИВАНИЕ ФИТОЧАЙ ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПЛОСКОСТОПИЯ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ЗРЕНИЯ СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Охрана жизни и укрепление здоровья. 2. Знакомить детей с доступными способами закаливания. 3. Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности, развитие физических качеств. 4. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. 5. Развивать двигательные качества и способности детей. Двигательная активность Мониторинг Организация рационального питания Лечебнопрофилактическ ие мероприятия Закаливание Характеристика жизнедеятельности детей в группах. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Соблюдение режима дня, построенного с учётом суточного ритма физиологических функций, способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Правильный режим дисциплинирует дошкольников, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, что способствует их нормальному, психофизическому развитию и укреплению здоровья. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В Группе раннего возраста(от 2 до 3 лет) Приём детей, самостоятельная деятельность 7.30-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30– 9.00 Игры, самостоятельная деятельность детей (по подгруппам) Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (по подгруппам) Подготовка к прогулке, прогулка 9.00 - 9.10; 9.10 – 9.40 9.40 -10.10 10.10 – 11.20 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 11.20 – 11.45 Подготовка к обеду, обед 11.45 – 12.20 Подготовка ко сну, дневной сон 12.20 – 15.00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.15 Полдник 15.15 – 15.30 Игры ,самостоятельная и организованная детская деятельность. Чтение художественной литературы 15.30 – 16.15 Подготовка к прогулке, прогулка 16.15 -16.50 Возвращение с прогулки ,самостоятельная деятельность 16.50 – 17.10 Уход детей домой. 17.10 – 17.30 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика 7.30 -8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 -9.15 Игры, самостоятельная деятельность детей 9.15 – 9.35 Организованная детская деятельность ,занятия со специалистами 9.35– 10.15 Подготовка к прогулке, прогулка (игры ,труд ,наблюдения) 10.15 - 11.50 Возвращение с прогулки ,самостоятельная деятельность 11.50 – 12.10 Подготовка к обеду ,обед 12.10 – 12.40 Подготовка ко сну ,дневной сон 12.40– 15.00 Постепенный подъем ,самостоятельная деятельность 15.00 - 15.20 Полдник 15.20 – 15.40 Игры ,самостоятельная и художественной литературы организованная детская Подготовка к прогулке ,прогулка деятельность .Чтение 15.40 – 16.20 16.20– 16.50 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 16.50 – 17.10 Уход детей домой 17.10 -17.30 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство 7.30 – 8.25 Подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.55 Игры, самостоятельная деятельность детей 8.55 – 9.15 Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 9.15 -9.35; 9.45 –10.05;10.15 -10.35 Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения) 10.35 – 12.00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.00 – 12.15 Подготовка к обеду, обед 12.15– 12.50 Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.25 Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.45 Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. художественной литературы Чтение 15.45 – 16.15 Подготовка к прогулке, прогулка 16.15 – 16.55 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 16.55– 17.10 Уход детей домой 17.15 – 17.30 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ) Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.55 Игры, самостоятельная деятельность 8.55 – 9.15 Организованная детская деятельность ,занятия со специалистами 9.15 -9.40; 9.50 –10.15; 10.25 – 10.50 Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения) 10.50 – 12.20 Возвращение с прогулки, игры 12.20– 12.35 Подготовка к обеду, обед 12.35– 13.00 Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.25 Подготовка к полднику, полдник 15.25– 15.40 Игры, самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы 15.40 – 16.20 Подготовка к прогулке , прогулка 16.20 – 16.50 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 16.50 – 17.15 Уход детей домой 17.15 – 17.30 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ) Приём и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50 Игры 8.50 – 9.15 Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 9.15– 9.45; 9.55 -10.25; 10.35 -11.05 Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения) 11.05 – 12.35 Возвращение с прогулки, игры 12.35 – 12.45 Подготовка к обеду, обед 12.35 – 13.10 Подготовка ко сну, дневной сон 13.10 – 15.00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.25 Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.40 Игры, самостоятельная деятельность детей. Чтение художественной литературы 15.40 – 16.30 Подготовка к прогулке, прогулка 16.30 – 16.50 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 16.50 – 17.15 Уход детей домой 17.15 – 17.30 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Вся работа воспитателей, специалистов и родителей взаимосвязана и направлена, главным образом, на полноценное развитие ребёнка: на физическое развитие и охрану здоровья; на социализацию ребёнка в обществе; на формирование нравственности и патриотизма; на развитие художественно - эстетического восприятия окружающего мира, на воспитание любви и уважения к «ближнему». Семья Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель и младший воспитатель Инструктор по плаванию РЕБЁНОК Воспитатель по физкультуре Психолог Логопед Медперсонал ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЁЙ. Одним из важных условий реализации Образовательной программы МКДОУ является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребёнка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Сотрудники ГБОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива – установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. БЕСЕДА, АНКЕТИРОВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬН ЫХ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИХ РЕБЁНКА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИК ОВ ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Организационный раздел. Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в условиях детского сада. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 3 Развитие движений 2 Игры со строительным материалом 1 Игры с дидактическим материалом 2 Музыкальное 2 Не более 10 занятий в неделю ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Познавательно-исследовательская и конструктивная. Формирование целостной картины мира. 1 Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 2 Художественное творчество (рисование, лепка) 2 Физическая культура 2 Музыкальные занятия 2 Не более 10 занятий в неделю ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Познавательно-исследовательская и конструктивная. Формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений. 2 Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 1 Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) 2 Физическая культура 3 Музыкальные занятия 2 Не более 10 занятий в неделю ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Познавательно-исследовательская и конструктивная. Формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений. 2 Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 1 Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) 2 Физическая культура 3 Музыкальные занятия 2 Не более 10 занятий в неделю ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Познавательно-исследовательская и конструктивная. Формирование целостной картины мира. 1 Формирование элементарных математических представлений. 1 Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 2 Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) 3 Физическая культура 3 Музыкальные занятия 2 1 Не более 13 занятий в неделю ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ГОДА ЖИЗНИ НАЗВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО В НЕДЕЛЮ Познавательно-исследовательская и конструктивная. Формирование целостной картины мира. 1 Формирование элементарных математических представлений. 1 Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 2 Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) 3 Физическая культура 3 Музыкальные занятия 2 Не более 14 занятий в неделю 2 Модель организации образовательного процесса в режиме дня. Ранний возраст Вид деятельности Время в режиме Самостоятельная деятельность, игра ность Время в режиме дня 1ч 40мин 7.00-8.20 Длитель- дня 7.00-8.00 2-я младшая группа 8.20-9.00 Длительность Средняя группа Длитель- Время в режиме дня ность Старшая группа Подготовительная к школе группа Время в режиме дня Длительность Время в режиме дня Длительность 1ч 25мин 7.00-8.25 8.55-9.10 1ч 40мин 7.00-8.30; 8.55-9.00 1ч 35мин 7.00-8.30; 8.50-9.00 1ч 40мин 35мин 8.25-8.55 30мин 8.30-8.55 25мин 8.30-8.50 20мин 8.55- 9.20 Завтрак 8.00-8.20 20мин 8.20-8.55 Количество занятий в неделю 10 11 11 14 15 Длительность занятий 10 минут 15минут 20минут 25минут 30минут З А Н Я Т И Общая продолжительност ь образовательного процесса 8.30-8.40/ 8.50-9.00; 15.45-15.55/ 16.05-16.15 20 минут 50/50 9.20-9.35; 9.45-10.00 30минут 50/50 9.10-9.30; 9.40-10.00 40минут 50/50 9.00-9.25; 9.35-10.00; 10.10-10.35 1ч 15мин 50/50/50 9.00-9.30; 9.40-10.10; 10.20-10.50 1ч 30мин 50/50/50 Я Самостоятельная деятельность, игра 11.20-11.45 25мин 10.00-10.15; 12.00-12.20 35мин 10.00-10.15; 12.10-12.30 35мин 10.35-10.50; 12.25-12.40 30мин 10.50-11.05; 12.35-12.45 25мин Подготовка к прогулке, прогулка 9.20-11.20 2ч 10.15-12.00 1ч 45мин 10.15-12.10; 1ч 55мин 10.50- 12.25 1ч 35мин 11.05-12.35 1ч 30мин Обед 11.45-12.20 35мин 12.20-12.50 30мин 12.30-13.00 30мин 12.40-13.10 30мин 12.45-13.15 30мин Сон 12.30-15.00 2ч 30мин 12.50-15.00 2ч 10мин 13.00-15.00 2ч 13.10-15.00 1ч 50мин 13.15-15.00 1ч 45мин Полдник 15.15-15.25 10 мин 15.25-15.50 25мин 15.25-15.50 25мин 15.25-15.40 15мин 15.25-15.40 15мин Организация игровой деятельности, игра 15.25-16.15; 18.30-19.00 1ч 20мин 15.50-16.20; 18.20-19.00 1ч 10мин 15.50-16.30; 18.20-19.00 1ч 10мин 1ч 30мин 15.40-16.30; 18.20-19.00 1ч 30мин 16.15-18.30 2ч 15мин 16.20-18.20 2ч 16.30-18.20 1ч 50ми 1ч 50мин 16.30-18.20 1ч 50мин 15.40-16.30; 18.20-19.00 Дополнительное образование Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой 16.30-18.20 18.40-19.00 18.40-19.00 18.40-19.00 18.40-19.00 18.40-19.00 На занятия 20мин 30мин 40мин 1ч 15мин 1ч 30мин На прогулку 4ч 15мин 3ч 45мин 3ч 45мин 3ч 25мин 3ч 20мин На игру (без учёта игр на прогулке и 3ч 25мин 3ч 10мин 3ч 25мин 3ч 35мин 3ч 35мин Общий подсчёт времени в перерывах между занятиями) МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ НА ДЕНЬ. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ № п/п Направление развития ребёнка Физическое развитие 1 2 Познавательное развитие 3 Социальнокоммуникативное развитие 1-я половина дня - приём детей на воздухе в тёплое время года; - утренняя гимнастика: подвижные игры, игровые сюжеты; - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни: облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны; - физкультминутки на занятиях; - физкультурные занятия; - прогулка в двигательной активности - занятия; - дидактические игры; - наблюдения; - беседы; - экскурсии по участку; - исследовательская работа, опыты и экспериментирование - утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы; - формирование навыков культуры еды; -этика быта, трудовые поручения; 2-я половина дня - гимнастика после сна; - закаливание: воздушные ванны, ходьба босиком в спальне; - физкультурные досуги, игры и развлечения; - самостоятельная двигательная деятельность; - прогулка: индивидуальная работа по развитию движений - занятия, игры; -досуги; - индивидуальная работа - индивидуальная работа; - эстетика быта; - трудовые поручения; - работа в книжном уголке; 4 5 -формирование навыков культуры общения; - театрализованные и сюжетно-ролевые игры - общение старших и младших детей; - сюжетно-ролевые игры Художественноэстетическое развитие - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - эстетика быта; - экскурсии в природу (на участке) - свободная изобразительная деятельность; - музыкально-художественные досуги; - индивидуальная работа Речевое развитие - индивидуальные и подгрупповые беседы; - занятия; - формирование навыков общения; - беседы; - сюжетно-ролевые игры - работа в книжном уголке; - сюжетно-ролевые игры; - индивидуальная работа СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. № п/п Направления развития ребёнка Физическое развитие 1 1-я половина дня - приём детей на воздухе в тёплое время года; - утренняя гимнастика: подвижные игры, игровые сюжеты; - закаливание в повседневной жизни: облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны; - специальные виды закаливания; - физкультминутки на занятиях; - физкультурные занятия; - прогулка в двигательной активности 2-я половина дня - гимнастика после сна; - закаливание: воздушные ванны, ходьба босиком в спальне; - физкультурные досуги, игры, развлечения; - самостоятельная двигательная активность; - прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) 2 3 4 5 Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие Речевое развитие - занятия познавательного цикла; - дидактические игры; - наблюдения; - беседы; - экскурсии по участку; - исследовательская работа, опыты и экспериментирование - индивидуальные и подгрупповые беседы; - формирование навыков культуры еды; - этика быта, трудовые поручения; - дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям; - формирование навыков общения; - театрализованные игры; - сюжетно-ролевые игры - занятия; - развивающие игры; - интеллектуальные досуги; - занятия по интересам; - индивидуальная работа - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности; - эстетика быта; - экскурсии в природу; - посещение музеев - утренний приём детей: индивидуальные и подгрупповые беседы; - занятия; - формирование навыков общения; - беседы; - сюжетно-ролевые игры - занятия свободной изобразительной деятельностью; - музыкально-художественные досуги; - индивидуальная работа - воспитание в процессе хозяйственнобытового труда; - эстетика быта; - тематические досуги в игровой форме; - работа в книжном уголке; - общение старших и младших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения); - сюжетно-ролевые игры - работа в книжном уголке; - сюжетно-ролевые игры; - индивидуальная работа; - интеллектуальные досуги МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Название месяца СЕНТЯБРЬ ДЕТИ 1-сентября – День знаний 27 сентября – День дошкольного работника ОКТЯБРЬ Выставка работ и детских рисунков «Золотая волшебница осень» Праздники «Осень золотая» НОЯБРЬ 4 ноября – День народного единства День открытых дверей Неделя игры и игрушки 30 ноября – День Матери День здоровья. ДЕКАБРЬ 9 декабря – День героев Отечества 12 декабря – День Конституции РФ Изготовление новогодних игрушек. Новогодние утренники. Выставка детских работ «Новогодний фейерверк» ПЕДАГОГИ 1-сентября – День знаний 27 сентября – День дошкольного работника Выставка работ и детских рисунков «Золотая волшебница осень» Праздники «Осень золотая» Педагогический совет 4 ноября – День народного единства День открытых дверей Неделя игры и игрушки 30 ноября – День Матери День здоровья. 9 декабря – День героев Отечества 12 декабря – День Конституции РФ Конкурс на лучшее оформление групп к новому году. Изготовление новогодних игрушек. Новогодние утренники. Выставка детских работ «Новогодний фейерверк» Педагогический совет РОДИТЕЛИ 1-сентября – День знаний 27 сентября – День дошкольного работника. Общее родительское собрание Выставка работ и детских рисунков «Золотая волшебница осень» Праздники «Осень золотая» Групповые родительские собрания 4 ноября – День народного единства День открытых дверей Неделя игры и игрушки 30 ноября – День Матери День здоровья. 9 декабря – День героев Отечества 12 декабря – День Конституции РФ Конкурс на лучшее оформление групп к новому году. Изготовление новогодних игрушек. Новогодние утренники. Выставка детских работ «Новогодний фейерверк» ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ День здоровья Неделя зимних игр и забав 23 февраля – День Защитника Отечества. Изготовление сувениров для гостей, родителей, военнослужащих День здоровья Неделя зимних игр и забав Подготовка и проведение утренников ко Дню Защитника Отечества Изготовление сувениров для гостей, родителей, военнослужащих. 8 Марта – Международный Женский День Утренники, посвящённые 8 Марта Подготовка атрибутов и подарков для утренников 8 Марта – Международный Женский День Утренники, посвящённые 8 Марта Подготовка атрибутов и подарков для утренников Выставка «Моя любимая мама» праздник Весны «Эбелцан» Выставка «Моя любимая мама» Педагогический совет 8 апреля – Всемирный День здоровья 12 апреля – День Космонавтики. Подготовка открыток к празднику День открытых дверей Спортивный праздник «День космонавтики» Музыкальная гостиная Субботник 1 мая – День Весны и Труда; 6 мая – День герба и флага города Москвы 9 мая – День Победы Праздник «День Победы» Выставка «День победы» Выпускной праздник Педагогический совет 8 апреля – Всемирный День здоровья 12 апреля – День Космонавтики. Подготовка открыток к празднику День открытых дверей Спортивный праздник «День космонавтики» Музыкальная гостиная 1 мая – День Весны и Труда; 9 мая – День Победы Праздник «День Победы» Выставка «День победы» Выпускной праздник Неделя зимних игр и забав Участие родителей-военнослужащих в проведении утренников ко Дню Защитника Отечества. 8 Марта – Международный Женский День Утренники, посвящённые 8 Марта Праздник «Дельфиненок» Выставка «Моя любимая мама» 8 апреля – Всемирный День здоровья 12 апреля – День Космонавтики. Подготовка открыток к празднику День открытых дверей Спортивный праздник «День космонавтики» Музыкальная гостиная Субботник 1 мая – День Весны и Труда; 6 мая – День герба и флага города Москвы 9 мая – День Победы Выставка «День победы» Выпускной праздник Общее родительское собрание. Общее родительское собрание Материально-техническое обеспечение программы. Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, что максимально обеспечивает полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. ВИД ПОМЕЩЕНИЯ; ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППОВЫЕ КОМНАТЫ: * сюжетно-ролевые игры * самообслуживание * трудовая деятельность * самостоятельная творческая деятельность * ознакомление с природой, труд в природе * детская мебель для практической деятельности * книжный уголок * уголок для изобразительной детской деятельности * игровая мебель (атрибуты для сюжетно-ролевых игр) * природный уголок * физкультурный уголок * конструкторы различных видов * головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры и т.д. * развивающие игры * различные виды театров * оборудование для опытно-экспериментальной деятельности СПАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: * дневной сон * гимнастика после сна * спальная мебель * физкультурное оборудование после сна: массажные коврики, мячи, кубики РАЗДЕВАЛЬНАЯ КОМНАТА: * шкафчики для верхней детской одежды * информационный уголок для родителей * выставки детского творчества * уголок для выносного материала МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ: * осуществление методической помощи * организация консультаций, педагогических советов, семинаров, круглых столов * выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития * повышение квалификации педагогических кадров; *аттестация педагогических кадров; *организация конкурсов профессионального мастерства педагогов ДОУ. * методическая и педагогическая литература * периодические издания * пособия для занятий * материалы для консультаций, семинаров, педагогических советов, круглых столов и родительских собраний * демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми * иллюстративный материал * мультимедийная аппаратура *информационные стенды КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА: * психолого-педагогическая диагностика с организацией коррекционной работы * коррекционная работа с детьми * проведение консультаций для родителей * детская мебель * методический материал для психолого-педагогического обследования детей * игровой материал и оборудование * развивающие игры *информационные стенды КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА: * занятия по коррекции речи * консультативная работа с родителями МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ, КАБИНЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: * занятия по музыкальному воспитанию * индивидуальные занятия * ритмика * тематические досуги и развлечения * театрализованные представления * праздники и утренники ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ, КАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ: * физкультурные занятия * спортивные досуги, праздники, соревнования, развлечения. * большое настенное зеркало * мебель для подгрупповых и индивидуальных занятий с дошкольниками * шкаф для методической литературы и пособий * развивающие игры, пособия и материалы. *информационные стенды * методическая литература, сборники нот * шкаф для пособий, игрушек, атрибутов * костюмерная * пианино * разнообразные музыкальные инструменты * различные виды театров * музыкальный центр * мультимедийная аппаратура *информационные стенды * спортивное оборудование * шкаф для методической литературы * тренажёры * мягкие модули * музыкальный центр * мультимедийная аппаратура *информационные стенды НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. Программа воспитания и обучения в детском саду»./ под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009 «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Э.Я Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) М., Мозаика-Синтез, 2008г. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду вторая младшая группа» М., Мозаика – Синтез, 2014г. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду старшая группа» М., Мозаика – Синтез, 2014г. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду подготовительная к школе группа» М., Мозаика – Синтез, 2014г. Л.Г. Голубева «Гимнастика и массаж для самых маленьких» М., Мозаика – Синтез, 2007 г. И.А. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М., Айрис-пресс, 2008 г. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» М., ГНОМ и Д, 2005 г. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» М., ГНОМ и Д, 2006 г. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов и праздников для детей 5-6 лет» М., МозаикаСинтез, 2004г. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов и праздников для детей 4-5 лет» М.,”МозаикаСинтез”, 2004г. Т.Е. Хараченко «Утренняя гимнастика в детском саду» (упражнения для детей 3-5 лет) М.,”МозаикаСинтез”, 2008г. Т.Е. Хараченко «Утренняя гимнастика в детском саду» (упражнения для детей 5-7 лет) М.,”МозаикаСинтез”, 2008г. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников» М., МозаикаСинтез, 2009 г. Л.В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада» М., Сфера, 2008 г. М.Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду» М., Айрис-пресс, 2008 г. З.Е. Береснева «Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Н.В. Нищева «О здоровье дошкольников» СПб, Детство-пресс, 2006 г. М.Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарии для ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2008 г. М.Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2008 г. М.Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2008 г. М.Б. Зацепина «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. «СОЦИАЛЬНО _ КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г. В.П. Смирнова «Воспитать гражданина и патриота» выпуск 1, М., Международная педагогическая академия, 2009 г. В.П. Смирнова «Воспитать гражданина и патриота» выпуск 2, М., Международная педагогическая академия, 2009 г. В.П. Смирнова «Знакомим детей с родной страной» М., Международная педагогическая академия, 2009 г. В.П. Смирнова «Знакомим дошкольников с Москвой» М., Международная педагогическая академия, 2009 г. Т.Р. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». М., Мозаика-Синтез, 2014 г Е.С. Кушель «Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на улицах города» М., Школьная книга, 2007 г. Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей» М., Книголюб, 2003 г. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» М., ТЦ Сфера, 2009 г. Т.В. Иванова «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Младшая группа» Волгоград, ИТД «Корифей», 2009 г. Т.В. Иванова «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа» Волгоград, ИТД «Корифей», 2009 г. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2007 г. Е.Е. Крашенников, О.А. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2014 г «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Н.С. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008г. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками кюизенера» М., МозаикаСинтез, 2009г. И.И. Целищева, М.Д. Большакова «Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром»М., Школьная пресса 2009 г. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением вторая младшая группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением средняя группа» М., МозаикаСинтез, 2014 г. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением старшая группа» М., МозаикаСинтез, 2014 г. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова «Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста» М., 2006 г. О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008г. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности во второй младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2014 г Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» М., Линка-Пресс, 2009г. Е.А. Тимофеева «Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации» М., Воспитание дошкольника, 2008 г. Г.Н. Гришина «Игры для детей на все времена» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Л.Б. Фесюкова «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская « Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская « Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия .Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников» М., ТЦ «Сфера», 2009г. Н.Ф. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких» М., Линка-Пресс, 2009 г. М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., ТЦ «Сфера», 2009г. Т.Н. Доронова «Играют взрослые и дети» М., Линка-Пресс, 2006 г. О.П. Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ» Волгоград, Учитель, 2009 г. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» М., ВАКО, 2007г. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2007 г. О.А. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» М., Скрипторий, 2008 г. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников» М.,ТЦ Сфера, 2007 г. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.В. Гербова «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. О.С. Ушакова «Ознакомим дошкольников 3-5 лет с литературой» М., 2010 г. О.С. Ушакова «Ознакомим дошкольников 5-7 лет с литературой» М., 2010 г. Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность во второй младшей группе» М., Мозаика-Синтез, 2014 г. «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» М., ТЦ Сфера, 2007г. И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2009 г. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» М., Мозаика-Синтез, 2006 г. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г. Т.Н. Доронова «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» М., Владос, 2004 г. А.А. Грибовская «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» М., ТЦ Сфера, 2009 г. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду ранний возраст» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду вторая младшая группа» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа» М., ТЦ Сфера, 2008 г. Л.В. Куцакова «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., Мозаика-Синтез, 2009г. Л.В. Куцакова « Конструирование и ручной труд в детском саду» М., Мозаика-Синтез 2008 г. Л.А. Парамонова «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М., Академия, 2002 г. Н.В. Шайдурова «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» М., ТЦ Сфера, 2008 г. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика» М., ТЦ Сфера, 2008 г. М.Б. Зацепина «Культурно - досуговая деятельность в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко «Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). М., 2005 г. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко «Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста (5-й год жизни). М., 2005 г. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко «Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста (6-й год жизни). М., 2005 г. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко «Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста (7-й год жизни). М., 2005 г. К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни)» М., 2010 г. К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни)» М., 2010 г. К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (7-й год жизни)» М., 2010 г. Список использованной литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2. 3. 4. 5. 2014. -32 с. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 172 с. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Скрипторий 2003», 2008. – 88 с. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 352 с.